«Великий»: каким получился новый фильм с Джонни Деппом

В кино с 22 апреля

В российский прокат выходит фильм «Великий» — о знаменитом фотографе Юджине Смите и его самом громком репортаже, который он в начале 70-х сделал для журнала Life. Главную роль в картине исполнил Джонни Депп.

«Великий»: каким получился новый фильм с Джонни Деппом

«Великий»: каким получился новый фильм с Джонни Деппом

© Экспонента

Когда-то Юджин Смит был страстно влюблён в своё дело, прославился на весь мир фотоочерками о Второй мировой войне, но теперь его жизнь стремительно катится под откос. Он пьёт, страдает депрессией, болью в спине и острой формой мизантропии; по уши завяз в долгах и грязи, а где-то далеко живёт его семья и не хочет иметь с ним никакого дела. С былой славой постепенно улетучились и принципы, из-за которых его когда-то прозвали «непокорным» — стремление говорить правду и только правду всегда было важнее гонораров и стабильности. Теперь можно похвалить новую цветную плёнку Фуджи в рекламном ролике (хотя весь мир знает тебя как мастера чёрно-белого фото), ведь когда нужно срочно заплатить за жильё, а тело требует выпивки, согласишься на что угодно. 

Однажды к Смиту приезжает японка Эйлин (Минами) и уговаривает поехать в Минамату — небольшой городок с градообразующим предприятием Chisso. Завод производит химикаты и сливает токсичные отходы в море, отравляя всю экосистему местности. Заражённая рыба — единственный источник пищи для здешних бедняков, часть из них страдает странным недугом, который потом назовут болезнью Минаматы. Отравляющие вещества поражают нервную систему, что вызывает слепоту, задержку речи и поражение суставов. Эйлин уговаривает Смита поехать вместе с ней и сделать фоторепортаж о чудовищной ситуации, о равнодушии местных олигархов и жертвах, до которых никому нет дела.

Почти два часа режиссёр Эндрю Левитас показывает зрителю последствия экологической катастрофы и невыносимую тяжесть бытия больных детей и взрослых, а также тот ад, через который проходят ежедневно члены их семей. Смит приезжает в Японию — не из любви к человечеству, а ради нового дела, в надежде, что оно вытащит его из депрессии и долгов. Но больные стыдятся показать свои лица, а руководство завода не останавливается ни перед чем, включая подкуп, шантаж и даже физическое насилие. Кажется, все и всё вокруг против фотофиксации, но еще сложнее противостоять собственному эгоизму, тяги к спиртному и этим раскосым глазам — глядя в них, хочется всё бросить и забыть Минамату в своей убогой норе в обнимку с виски.

Юджин Смит в итоге сделал сенсационный репортаж, который в свое время привлёк внимание мировой общественности и сдвинул с мёртвой точки дело о жертвах Минаматы. Благодаря этой истории в стране восходящего солнца появились экоактивисты (есть они и в мире японского кинематографа: тема уничтожения окружающей среды постоянно звучит в творчестве Хаяо Миядзаки, наряду с убеждением, что люди — попросту свиньи).

Фильм с ясной гуманистической идеей, хорошими актёрами и рассказом о действительно цепляющем и мало кому известном событии попал в спецпрограмму Берлинского кинофестиваля 2020-го, где, правда, особо отмечен не был, и по мере просмотра становится понятно почему. Сильная история постепенно превращается в мелодраму и слишком навязчиво просит у зрителя жалости, а талантливому актёру Деппу приходится плясать под дудку весьма узколобых сценаристов (коих в титрах аж четверо), которые используют для усиления эффекта шаблонные сцены и предсказуемые сюжетные ходы. Наши переводчики для чего-то назвали фильм «Великий» вместо оригинального «Минамата», и не стали заморачиваться с поиском хорошего варианта для слогана Let the truth be the prejudice — в русском варианте он и вовсе звучит обыденно: «основано на реальным событии, которое потрясло мир».

«Великий» упорно давит на содержание (что логично, учитывая важность проблематики), но больше привлекает своей формой — эффектом документальности, что создаётся за счёт чёрно-белой хроники, а также монохромными узнаваемыми фотографиями Смита. Экшен-сцены сменяются медитативными описаниями подготовки съёмки и проявки снимков, и этот рваный ритм — несомненное достоинство киноленты. 

В мире, когда каждый блог в Инстаграме уже считается СМИ, наверное, важно сделать кино о настоящем самопожертвовании и рассказать, чего стоило еще несколько лет назад обнародовать трагедию, которую всеми способами стараются замять. Ещё важнее сделать это именно сейчас, потому что история Минаматы не закончилась, а алчные магнаты и правительство выставляют себя в выгодном свете. Как это часто бывает в байопиках, отдельно следует упомянуть титры: они выворачивают финал наизнанку и тянут на отдельную премию. А что касается Джонни Деппа, то как бы ни хотели уничтожить его бывшая жена и киногиганты, он всё равно живее всех живых — главное в следующий раз выбрать другого режиссёра или хотя бы сценаристов.

Дженнет Арльт

Источник: filmpro.ru



Добавить комментарий